Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Отдых на Алтае и Горном Алтае

Алтайский экстрим 2007

Наступила весна; воздух, где бы я не находилась, и какая бы ни была погода, стал пахнуть Алтаем. А до моего отпуска еще несколько месяцев. Пришлось хотя бы строить планы летнего похода. Впрочем, запланированное достаточно сильно отличалось от того, что получилось в итоге. Причинами были и погодные условия и наши возможности и, как ни странно, нехватка времени.

Маршрут получился такой: От Тюнгура вдоль Кучерлы , потом вдоль Кучерлинского озера до его южного окончания, там поставили лагерь и сбегали две радиалки – к леднику Муштю-Айры (чуть-чуть не дошли до самого ледника) и к озеру Дорошколь, обратно вдоль Кучерлинского, потом подъем на плато, по плато вдоль Кучерлы с заходом на перевал Каратюрек, спуск по тропе к Кучерле, вдоль Кучерлы в Тюнгур.
После месячных переговоров с большим количеством потенциально желающих пойти с нами в поход людей, кроме нашей семьи с нами отправились в поход только две моих подружки – одна из Красноярска (Лена), другая из Новосибирска (Таня).

15 июля я с детьми вернулась из Кемерово и мы начали собираться.

К утру 18 июля у нас была куплена значительная часть продуктов, но не все. А еще надо было докупить разные позабытые мелочи – батарейки, пакетики, туалетную бумагу и т.д. Даниле надо было купить себе кое-что из походной одежды. Ну а я еще должна была успеть пришить новый верх к его рюкзаку, чем и занималась все утро 18 числа.
И вот, утром мы с Таней раз десять созванивались, уточняли детали, еще раз прикидывали, как нам лучше добираться до Тюнгура, из которого должен был стартовать наш поход. 18-го ближе к обеду картина сборов была такая – Таня бегает по магазинам и ждет решения : покупать ли билеты на Бийский поезд, я шью рюкзак, дети смотрят телевизор, Данила отсыпается после ночного перелета из Москвы, Ленка каждый час обещает скоро до нас доехать. Мне становится интересно, действительно ли мы сегодня выедем на Алтай? Тут приезжает наконец-то Ленка, просыпается Данила, а по аське поступает предложение от фирмы БийскАлтайТур отвезти нас из Бийска в Тюнгур, цену обещают нормальную, но не называют, какую. Итак, сборы начались!!! Пунктом первым наконец-то начавшихся сборов была запись Ленке на флэшку всего «Коридора», который дома у нее кто-то стер, а также другой музыки. Тут позвонила Таня и опять спросила, покупать ли билеты. Решили ехать с БийскАлтайТуром, а значит билеты покупать. Тут выяснилось, что Ленка свой паспорт оставила в городе у подружки, где ночевала, за ненадобностью. Оказывается, я забыла ее предупредить, что едем в погранзону и паспорта просто необходимы. Ленка едет за паспортом, Таня идет за билетами, Данила едет «на минутку» на работу и в магазины за снаряжением (первая попытка купить баллоны для горелки), я шью рюкзак, дети уже изучили свои новые рюкзаки и опять смотрят телевизор. До поезда целая вечность.
Вернувшись домой из магазинов, понимаем, что до поезда час, ничего не собрано, многое не куплено. Как попало кидаем в рюкзаки вещи (все равно потом перепаковываться). На троих взрослых, двоих детей и ПЯТЬ рюкзаков заказываем обычное такси. В ответ на наши сомнения Данила обещает лично запихнуть все в одну машину. И тут случилось первое чудо – вместо легковушки приехал микроавтобус, как раз находившийся в Ельцовке, то есть еще и по цене легковой. За пять минут до прибытия (и за 7 до отхода) поезда приехали на Сеятель и увидели Таню с рюкзаком, несколькими сумками и двумя провожающими мужиками. Погрузились в поезд, поехали.
Самое большое впечатление произвели удивительно заботливые проводницы, громко начавшие будить всех в 4. 45 утра, то есть за полтора часа до прибытия поезда в Бийск. Угрожали они при этом, что за час до прибытия закроют все туалеты. Как выяснилось, это было наглое вранье, туалет был открыт почти до Бийска.

19.07.07 В Бийске нас встретили и действительно повезли по нормальной цене – 1000р с человека. Все другие предложения озвучивали примерно такую же цену, но у нас не находилось достаточно человек, чтоб загрузить микроавтобус. Единственным минусом было то, что рано утром в Бийске негде было купить баллоны для нашей замечательной горелки. В остальном поездка прошла хорошо, дети первую половину дороги спали, потом начали развлекаться – прыгать, дурачиться, бороться, издавать под ухом у водителя разные звуки на два голоса. Водитель оказался очень терпеливым, а вот пассажирам (включая меня) звуковые концерты вскоре надоели, но прекратить насовсем их не удалось, уж очень детям такая замечательная идея понравилась – устраивать стерео!
Погранзаставу в Талде миновали удачно – на этот раз пропуска выписывали на месте, в Усть-Коксу ехать не заставляли. В заявлении на всякий случай написали, что пробудем до 31-го , тогда мы наивно предполагали, что это максимальный срок – Ленке надо было быть в Кр-ске на работе 1 августа.
По дороге чем дальше мы забирались, тем больше удивлялась Ленка – заядлая туристка, побывавшая во многих местах, но в первый раз приехавшая на Алтай. Красота, высота сопок, масштабы!
И вот мы приехали в Тюнгур. Опять видим замечательное творение местной инженерной мысли – деревянный висячий мост через Катунь, раскачивающийся при движении по нему, и шириной ровно в ПАЗик.

Водитель просит выйти.

«Газель» по мосту везет рюкзаки на нашу любимую Бийскую базу, а мы следом идем пешком, следим, чтоб дети близко не подходили к краю моста и чтоб Севочка не забыл завязать шнурочки, а через несколько шагов снова не забыл завязать. Прибыли на базу, вскипятили чай на костре, накрыли на стол и стали обсуждать , а так ли нам надо прямо сегодня куда-то идти? Уже вечер, можно пока поесть дикой клубники, купить в деревне молочка, сходить в баню, настроиться на завтрашний марш-бросок. Но Данила отмел такие малодушные рассуждения и договорился с «Уазиком», который за 500р подвезет нас ближе к горам, где на берегу Кучерлы стоит памятник погибшему в 2004г каякеру. Тем самым мы экономили 3(если не 4) часа пешего хода и могли за сегодняшний день уйти гораздо дальше. Начали перепаковывать рюкзаки. Опс! Рюкзаки оказались очень тяжелыми. Еще раз опс! Все не влезло. Немного подумали, большую часть распихали, но мешок со сладкими сухарями все равно не поместился. Я предложила оставить эти сухари на базе. Таня возмутилась (она сама их сушила) и привязала мешок сбоку к рюкзаку.

Приехали на место. Там обнаружили ларек с пивом и большую группу пьющих водку в ожидании обещанных алтайцами коней туристов. Данила взял пиво. Его рюкзак был явно слишком легким. Когда мы одевали рюкзаки, особенно, когда за руки поднимали Данилу с земли, туристы оживились и схватили фотоаппараты.
Вышли. Пошли в гору. Через четыре шага я поняла, что на сегодня нагулялась. Но вскоре впереди стали видны снежные горы! Что-то быстро, я еще не настроилась.

Ленка в экстазе! Данила не понимает, как мы туда с таким темпом можем забраться (при этом насчет себя у него, конечно же, нет никаких сомнений). Таня все время останавливается и фотографирует . Дети, в отличие от походов прошлых лет, бегут вперед бодрее всех. При этом у каждого в рюкзаке : вся личная одежда, спальник, железная кружка, миска, ложка. Да еще в бутылочки, входящие в комплект к рюкзаку и пристегнутые по бокам, дети, несмотря на уговоры взрослых, налили воды, сколько вошло, то есть получили дополнительно к весу рюкзака еще по килограмму.
С первого же дня выработался порядок, в котором мы шли. Первым идет Данила, за ним, нисколько не отставая – Юрашек, потом, постоянно отвлекаясь на различные вещи, и меняя дистанцию шел Севочка, потом я, за мной Лена, завершала нашу группу Таня.
Часа через два, часто останавливаясь отдохнуть, подождать кого-нибудь из отставших, например, Севочку, которому опять велели завязать шнурочки, или Таню, увидевшую очередной красивый пейзаж, который срочно надо сфотографировать, мы наконец решили, что ушли ужасно далеко и встали на стоянку. Правда, Данила предполагал, что мы сегодня дойдем до наскальных рисунков, но спорить не стал. Первое потрясение – комары! На Алтае! Потом решили, что данное количество комаров – много только для Алтая, а вообще-то их, можно сказать, нет. Возле стоянки Таня насобирала горсть грибов, бросили их в суп. Поужинали, легли спать под шум обалденно красивой и бурной реки Кучерлы. Вода в реке бирюзового цвета. Отвыкшие за два года от походов дети просили «выключить» мешающий спать шум. Потом уснули. Состояние взрослых : Неужели мы уже здесь?

20.07.07 Проснулись рано, во сколько, не известно, так как часы все забыли, сотовой связи в этих местах нет, а на купленных в Усть-Семе китайских электронных часах после случайного нажатия какой-нибудь кнопки, странным образом возникала новая версия текущего времени. Вскипятили котелок, выпили по нескольку чашек кофе со сгущенкой и поняли, что завтракать пока не хотим, идти куда-то пока тоже не очень хочется. Погода превосходная, мы – на Алтае! Ура! Потом все-таки приготовили завтрак, поели, собрались продолжить поход. На этот раз рюкзаки собрали уже более профессионально – влезло все. Порадовались, что рюкзаки облегчились на съеденные на ужин и завтрак продукты. Включили на минуту телефоны, узнали время – 3 часа дня! Явно идти пора. Нас ждут наскальные рисунки. Мы-то знали, что их не слишком много, но Таня воспринимала волшебную фразу «наскальные рисунки» с большим энтузиазмом, мы ей поддакивали. Итак, впереди сверкают снежные горы, светит солнце, вдоль нашего пути бурлит Кучерла, тропа хорошая, даже рюкзаки кажутся значительно легче, чем вчера. Хочется искупаться. Купаемся. Вернее, кунаемся и вылазим. Через пять минут хочется повторить. Повторяем.
Ленка не знала, что в речке, текущей с ледников, можно купаться, теперь узнала, можно, только очень быстро. Купались все, кроме Юрика. Ему показалось, что походить ножками, закатав штаны, в ледяной воде – вполне достаточный подвиг. Идем дальше.

Понимаем, что вчера до наскальных рисунков не дошли бы ни за что! Опять хочется купаться, но речка в стороне. Зато видим очень красивую протоку с такой же бирюзовой водой, как в Кучерле, только гладкой и спокойной, по берегам – яркая зеленая трава и березки.

Таня останавливается фотографировать. Поражают дети, на этой жаре поглощающие выданные им при выходе конфеты. Через некоторое время дошли, наконец, до рисунков. Постояли, поизучали. Таня хочет еще рисунков.

Под вечер, почти в сумерках решили встать на ручье (Кучерла шумела ниже нас). На ручье нашли душ (или биде, Данилина версия) – струя перетекает через камень и падает вниз. Залезли, сполоснулись. Дети помыли ручки. Потом мальчики залезли в палатку и устроили «червячные бои» - каждый в этих боях находился в своем спальнике и изображал червяка. А мы-то переживали, не тяжело ли им идти! Пока готовили ужин, Таня опять насобирала грибов. Поели, легли спать. И тут началось ! Сначала мне показалось, что за моей головой кто-то бьет железкой по железке. Я прислушалась. Звуки раздавались с завидной регулярностью. Там кто-то ходит и делает что-то таинственное! Я подскочила. А Данила принялся объяснять, что , когда спишь у речки, от ее звуков чудятся разные глюки. Тут до меня дошло, что это не железки, а ручей катает камешки! Ура! Начинаю засыпать. Пришли мышки и начали шуршать у нас в тамбуре пакетами с едой. Я проснулась. Соображаю, что максимум, что они сделают – прогрызут пакеты с крупой. Засыпаю. Вспоминаю про орехи и сухофрукты. Просыпаюсь, орехи жалко! Мыши уходить не собираются. Пришлось плюнуть и уснуть.

21.07.07 Опять проснулась первая, вскипятила воду для кофе. Проснулись девчонки и начали интересоваться, всегда ли я буду вставать раньше всех и готовить кофе? Как и прошлым утром, напились кофе со сгущенкой. Выяснилось, что девчонки засыпали так же весело, только Данилиных слов про речку они не слышали – их палатка далеко от нашей стояла. Подошел Юрик – в голову впился клещ. Стали вытаскивать, оторвали клеща, хоботок остался. Я вытаскивала иголкой как занозу. Юрка стойко перенес процедуру. Предложили в качестве награды за мужество выбрать что-нибудь вкусное из наших запасов. Пошли вдвоем с Севиком, выбрали. Еще полчаса взрослые приходили в себя. Проснулся Данила, который ничего происходящего не слышал!!! Сказал, что надо было его разбудить, он бы все наши трудности легко разрулил! Знаем, знаем. Юрке залили ранку йодом. Укол все равно не поставить.
Данила внимательно осматривает свой живот и констатирует, что живот уменьшился. В ответ на наше хихиханье он заявил, что в животе он худеет, а во всех остальных местах – кабанеет. Было решено написать на его рюкзаке : «Хочешь похудеть? Спроси меня как!». Оказалось, что Таня взяла с собой акриловые краски. Увидев такую надпись, дети начали мечтать, чтоб и им что-нибудь написали. Мечта исполнилась, но позже.
Таня обнаружила, что во взятом ей фотоаппарате есть часы! Через пару дней она узнала, что время на этих часах - Кемеровское, так как хозяин фотоаппарата оттуда. В телефоне Лены время Красноярское, то есть такое же. На отданных на хранение детям часах время всегда странное, чаще всего тоже Красноярское, что дало возможность Лене предположить, что она смогла мистическим образом перетянуть время на себя. У меня пока в телефоне есть часы с Н-ским временем, к концу похода села батарейка. Выходим опять часа в 3. надеемся сегодня дойти до Кучерлинского озера.
Что-то я быстро обнаружила отсутствие у меня энтузиазма. Ленка же наоборот полна сил и бодрости, рассуждает, что сегодня без яркого солнца идти легко. А мне душно, парит, хочу солнце! Часов в 6 начинаем ныть, что хотим стоянку. Данила непреклонно врет что-то про расстояния и хочет идти дальше. Таня начинает грозить, что нашаманит дождь. И вот, ура! Возле места, удобного для стоянки, начинается дождь. Ставим палатки, укрываем тентом сухие дрова, прячемся сами. Дети просят разрешения залезть из тамбура в саму палатку для «червячных боев». Ни за что!
Достали еду, позвали девчонок. Тамбур у нас большой, все поместились. Дождик сыплет то сильнее, то тише, понятно, это до утра. Ложимся спать. Чтоб дети не бесились и не трогали стенки палатки, папа развлекает их рассказами из своей геологической жизни. Дети с интересом слушают и через некоторое время им уже можно скомандовать отбой. Спим.

22.07.07 Встаем, небо обещает прекрасную погоду. Ждем, когда палатки высохнут. Пьем кофе со сгущенкой. Замечаю, что дети кроме сгущенки кладут в кофе еще и сахар. Ленка героически моет голову в Кучерле. Выходим часа в 2. Может, сегодня дойдем до озера? Данила в этом уверен. Тропа гораздо хуже, чем в первый день и не только сегодня – тропинка местами идет вдоль самой воды по камням, постоянно мешают сваленные деревья, приходится или обходить или переваливаться через них с рюкзаком. Встречаются ручьи, которые надо как-то переходить. Иногда прыгая по торчащим из воды камушкам, иногда можно даже перейти струю по перекинутому бревну, а иногда по нему перейти нельзя и приходится идти вброд , детей при этом на себе переносит папа. Возле одного из таких ручьев я поняла, что бывает дух реки, когда переправились, бросила ему монетку. Потом монетку бросила Таня.
И вот наконец-то! Озеро! Ура! Проходим немного, выше него опять река, потом опять озеро. Остановились поесть и искупаться. Двигаемся дальше, доходим до стоянок, где стоит куча групп. Выясняем, что можно перейти по мосту на другой берег к турбазе. Там есть баня, катамараны на прокат и магазин (все это забрасывалось на базу вертолетом, как и отдыхающие там туристы, 300 евро, 20 минут лёта и ты на базе). Мы все-таки решаем продолжить движение по нашему берегу, идем дальше. Потом мы узнали, что решение было разумным, по тому берегу мы бы не дошли. Шли часа полтора, потом поставили лагерь на берегу Кучерлинского . В нашем вечернем супчике опять плавали грибы. Вокруг рос иван-чай, смородина, жимолость, заварку в наш душистый чай мы почти не добавляли. Пообещали детям утром сделать тортик. Пока мы готовили, дети скакали вокруг, размахивая палками, издавая шипящие звуки, как в китайских боевиках.

23.07.07 Утром, выйдя из палатки, я обалдела! Вместо вчерашнего зеленого озера лежало зеркало! И тишина.

Дети напомнили про обещанный тортик и обещанную надпись на рюкзаке. Тортик им сделали, поставили пропитываться. Дети пошли купаться, вернее бегать ногами по мелкой воде озера. Я, Таня и Данила в это утро помыли головы в озере, моя процедура была самой комфортной, - я прихватила кружку горячей воды, чтоб хоть ополоснуть волосы теплым. Сделали надписи детям на рюкзаках, какие они просили. Севе: «Не смотрите на меня ТАК», Юре : « Не смотрите, что внутри». Стоянка была солнечной, идти никуда не хотелось, когда же вышли, как обычно часа в 3, оказалось, что у Юрочки слегка сипит голос, а Сева быстро загрустил и стал спрашивать, когда будет стоянка. Понятно, дети перекупались! Подразгрузили Севин рюкзак, так как стало прохладнее, не стали все снимать, теплее будет. На перекусе капнули мальчишкам в питье настойку золотого корня. Как дошли до конца озера, стала собираться гроза. Решили отправить Данилу вперед на разведку в поисках стоянки, а самим вскипятить чай и напоить больного Севочку. Перед самой грозой Данила вернулся, сказал, что лучше , чем это место мы стоянку в ближайшее время не найдем. Место было плохонькое – у озера низинка подтоплена водой, на двух сухих пятаках, где повыше , поставили палатки. Над палатками осыпь , на которой кто-то до нас разровнял несколько мест под палатки. Мы засомневались в безопасности этого места из-за осыпи, но наш замечательный геолог уверил нас в том, что осыпь неживая. И правда, камни были покрыты мхом, на них успели вырасти кусты. Поставили палатки, грозу быстро пронесло, напоили детей горячим чаем с коньяком, Севу закутали и положили спать.
Полночи я укрывала Севу еще и концом нашего спальника, потом мальчик проснулся, сходил в туалет и объяснил, что я не права.
На этой стоянке у детей было замечательное развлечение : здесь обитали зверушки – пищухи, которые вообще не боялись людей. Сначала один зверек обнюхал камни у костра, потом Данилу, вернее, его ботинки. Все три дня, что мы здесь стояли, дети раскладывали различные угощения на камнях и общались с пищухами.
Вечером решили оставить базовый лагерь здесь и бегать радиалки. Утром идем к леднику Муштю-Айры. Когда считали оставшиеся дни и планировали маршрут, Ленка, которой 1 августа надо было на работу (в Красноярск), легко согласилась, что ей вполне реально успеть, если окажемся в Тюнгюре не 29, а 30 вечером.

24.07.07 Утро, как обычно, началось с кофе со сгущенкой и жмуренья на солнышке. Решили выйти сегодня пораньше, вместо завтрака погрызть печенье и сухофрукты. Дети веселы и энергичны, выздоровели!
По тропе к нашему лагерю бодро подошел суровый пожилой мужик и стал спрашивать про стоянки. Попросил разрешение встать с нами, объяснил, что они – альпинисты из Москвы, собираются совершить первовосхождение на вершину, чтобы назвать ее именем С.П.Королева. Тут мужик задал нам вопрос, вогнавший нас в полный ступор: «Знаете такого, С.П.Королева?». Мы озадачились. Их что, несколько было? Мужик начал давать наводящие подсказки про Гагарина. Мы поняли, что С.П.Королев был один, облегченно вздохнули. Мужик сказал: « хорошо, что слышали про такого». До конца похода мы ехидничали между собой по поводу москвичей и их вопросов.
В 12.30 мы двинулись в сторону Мюштю-Айры, а альпинисты начали расчищать на осыпи места под свои пять палаток и таскать привезенные моторкой и педальными катамаранами рюкзаки, баулы и коробки. Затарились они основательно! Дальше с таким грузом им точно не пройти. А вот нам пройти! Хотя даже без рюкзаков мне там ходить (читай – лазить) не нравилось. Особенно, когда лезешь над рекой, представляющей собой сплошной порог. Полчаса по крупной осыпи, полчаса по лесу и мы возле Кучерлы. Где-то здесь брод для желающих идти к озеру Дорошколь. (Пригодится на завтра).
Лес был заколдованный! Дети сразу догадались, что это путь в Мордор!

На вершине горы за Кучерлой стояла крепость Бородур.

Вокруг нас иссохшие, почерневшие после пожара деревья. Обходя поваленные стволы, мы все время теряли тропу. Дошли до красивого водопада. Попытались уговорить Данилу остаться тут, перекусить. Попытка не удалась. Решили хотя бы передохнуть и погрызть чего-нибудь сладкого. Дети все время спрашивали, скоро уже ледник или нет. Я все время отвечала : «Нет!». И вот последняя преграда перед ледником – моренный вал. Ура, наконец-то! Решили подняться на него в лоб. Поднялись. Посмотрели на ледник, поняли, что времени дойти до него не хватит, если не хотим спускаться к лагерю при свете налобников. Жаль. Стали фотографироваться на фоне панорамы. Ленка все время требовала делать фотки как доказательство, что она была в Алтайских горах, а не сидела на турбазе. Сверху увидели двоих московских альпинистов, покричали друг другу. Всем хотелось пить, но не было ни одного ручья поблизости. Стали думать, как спускаться. Как-то спустились. Посреди спуска обнаружили ручей, обрадовались, сели покушать. Надеясь, что путь вниз по земле Мордора будет легче, двинулись в обратный путь. Обломались по полной программе. Все то же самое. Альпинисты, вновь встретившись с нами, объяснили, что переносили вещи для следующего лагеря, уже ближе к цели. Парни сказали, что у них в группе несколько ветеранов, и , чтоб мы прониклись к ветеранам уважением, добавили, что те в прошлом году совершили восхождение на гору высотой 3 с чем-то километра! Так как мы с нашими детьми два года назад совершали восхождение на перевал высотой тоже 3 с чем-то километра, то вместо уважения к ветеранам мы поняли, что парни – балбесы. Ветеранам не повезло. Альпинисты убежали, а мы стали искать брод через Кучелу для завтрашней радиалки на Дорошколь. Нашли. Дети умотались (да и взрослые тоже), пока папа искал брод, немного отдохнули. По сумеркам прошли сыпуху. Вернувшись в лагерь, накормили детей борщом - подарком альпинистов, сами с наслаждением съели тарелку на четверых. Облизнулись и начали готовить ужин. В меню опять были собранные грибы. Вечером объяснили Ленке, что такое «конь педальный». Вообще, весь поход всячески муссировалась тема лосей, коней, горных коз и т.п. , то есть тех, сходство с кем мы ощущаем, идя по тропе с тяжелым рюкзаком. В конце похода мы поняли, что у Данилы под действием различных местных факторов вырабатывается особый гормон «лосилин», благодаря которому он и лосит впереди всех, не зная усталости.
У соседей взяли гитару, попели песни. Укладываясь спать, услышали, что москвичи планируют встать в 5.30 утра, понадеялись, что по московскому времени. Ленка завела будильник на 8 Н-ска, чтоб встать пораньше и до Дорошколя все-таки успеть дойти.

25.07.07 Ленка по ошибке завела будильник на 8 Кр-ска, поняв это утром, заткнула его и опять уснула.
Москвичи тоже проспали, встали часов в 7-8 и громко вопили «кому кофе?», «все одеваем футболку №3, чтоб не обидеть спонсоров!» . Кому тут они могут демонстрировать свои футболки? Пищухам?
Среди москвичей обнаружился классный парень из Бийска – их проводник и девушка из Н-ского Академа.
Я предложила оставить сегодня детей под присмотром альпиниста (В.Ковуненко!!!), остающегося в лагере, альпинист согласился, а Данила нет. Действительно, дети могут, потеряв нас, пойти встречать, а там очень опасная тропа. Вышли в 11 часов. Очень рано по меркам нашей группы. Дошли до брода, папа доблестно сбегал туда-обратно три раза, перенес детей и рюкзак. Через вторую струю одного ребенка уже я перенесла. Нашли тропу, стали подниматься вверх. У меня постоянно возникала мысль, как же мы тут вниз потом пойдем? Если б еще знать, что под дождем, по мокрой тропе!
Дошли до красивейших водопадов. Просто аквапарк! Одна широкая струя как с горки бежит по огромному гладкому камню.
Уже видно Дорошколь, но, чтоб добраться до него , надо перейти бурный ручей. Мы с Таней переглянулись и начали договариваться, что озеро и отсюда видно, может нам туда уже и не идти… Данила сказал: «Как это не идти!» и пошел. Перенес рюкзак, вернулся за детьми. Следом, ставя ноги межу камнями, как он, переправились. Добрались до озера. Очень красиво!

Мое самое любимое место за весь поход! Пообедали и быстрей побежали вниз – надвигалась гроза.

По дороге рассердили Данилу тем, что отвлеклись на сбор дикого лука. Дождик нас намочил, спуск к Кучерле по мокрой тропе оставил, казалось, незабываемые впечатления. Ничего подобного, в конце похода мы нашли спуск покруче! При переправе через Кучерлу опять встретили московских альпинистов, возвращающихся в наш общий лагерь. На соседней с лагерем стоянке встретили туристов из Белоруссии. Сообщили им, что у нас палатка «Турион» (Белоруссия, кстати палатка для семейных походов – просто супер!). Вечером по просьбе альпинистов обменяли часть наших сухарей на их хлеб.

26.07.07 Утром мы выдвинулись в обратную сторону. Навели ревизию, оставили альпинистам еще сухарей, а также лишнюю крупу и крекеры. Выпросили у альпинистов чуть-чуть дерьмового кофе. Один из них, расщедрившись, предложил отлить нам немного спирта, но Данила гордо отказался. У нас еще оставался коньяк и настойка золотого корня. Попытались выяснить у альпинеров, на каком сайте можно посмотреть, как прошло их мероприятие. Выяснить не получилось. Надо было у ветеранов спрашивать, а они уже убежали. Вышли мы, как легко догадаться, опять к обеду. На ночевку встали на другом конце Кучерлинского. Обнаружив при ревизии большие запасы майонеза, мы поняли, что до сих пор грибы готовили не правильно! Надо было их жарить, а потом заливать майонезом. Вечером взрослые объелись грибов, а дети даже пробовать не стали. Решили в обратную дорогу вдоль Кучерлы идти верхом, по плато.

27.07.07 Проснулись, увидели низкие туманные облака, поняли, что торопиться некуда. Зато красиво! Допили последний кофе с последней сгущенкой. Значит, этих продуктов мы взяли мало. Низко над рекой пролетел вертолет, потом очень быстро вернулся обратно. Явно не спасы. Мы с Данилой сбегали на базу «Кучерла» в магазин девчонкам за сигаретами. 35р пачка «Альянса». Как раз вертушкой привезли. Узнали цены на базе, присвистнули www.uch-sumer.ru/. Но как там выглядит баня! Перед баней бассейн с бирюзовой водой Кучерлинского озера! Поговорили там с группой москвичей, поизображали перед ними крутых туристов. Москвичи поверили.
Часа в четыре решили уже куда-нибудь выдвигаться. Для повышения энтузиазма хлебнули настойки золотого корня. Лена с Таней перестарались, у одной заболело сердце, у другой началась мигрень. Через минут 20 только прошло. Мы бодро шагали, собирали грибы, вышли на перевальчик, полюбовались лежащими на траве облаками,

а потом на сыпухе потеряли тропу. Камни любого размера оказывались «живыми», то и дело начинало моросить и вот- вот должно было начать смеркаться. Приняли решение спуститься вниз, где в тумане-облаке просматривался лес. После пересечения очередной порции сыпухи Данилой и детьми осыпь «запела» и начала двигаться сверху перед нами. А камушки - размером с дыньку-«колхозницу»! Я понеслась вперед к детям. Осыпь запела громче, но идущие за мной девушки как-то прошли. Спустились к лесу, нашли тропу, уже по сумеркам нашли место для стоянки.
Почему-то у мальчика Севочки спальник и вещи в рюкзаке выпрыгнули из пакета и вымокли, а у мальчика Юрочки почему-то нет.
Запалили костер, Ленка героически взялась, как обычно, чистить и жарить грибы. Все в тумане, начался дождь. Где мы?

28.07.07 Опять все в тумане. Ближе к обеду иногда стали образовываться просветы, через которые далеко внизу видно было Кучерлу. Детки поставили у костра свою обувь, чтоб подсохла, вскоре завоняло жженой резиной. Осмотрели обувь – носить еще можно.
Мимо нас бодро прошагали вчерашние москвичи, пытались выяснить у нас, верно ли идут. Данила с авторитетным видом им подтвердил, что да. Потом и мы двинулись к кедровым стоянкам. По дороге Данила с детьми видели барсука. Идущие впереди нас москвичи зачем-то срывали и бросали съедобные грибы. Потом оказалось, что они пытались разглядеть в местных грибах признаки знакомых им московских и ведь каждый раз безуспешно! Дошли до Кедровых стоянок, о красоте которых столько слышали. Не знаю, как насчет красоты (а где в этих местах некрасиво?!), а вот до ручья там да-ле-ко!!! Развели костер, просушили вещи.

29.07.07 КАП- КАП- КАП… до вечера. Из палаток почти не выходили, дождь лил без перерыва и без ослабления. Дети от нечего делать съели весь оставшийся крекер. Зря мы оставили печенье альпинистам, сейчас бы детям пригодилось! Переиграли с детьми во все возможные игры! Сочиняли рифмы! Устали спать! Дети, которым не разрешали выходить под дождь, развлекались тем, что пили побольше воды, а потом вполне законно бегали на улицу писить.
К ночи дождь кончился. Ура! Просушили все, что смогли. Что не смогли, объявили сухим. Поняли, что наши новые спальники – класс! Изо всех сил искали признаки хорошей погоды на завтра. Как всегда, нашли.
30.07. Ура, хорошая погода!!! До 12 сушились. Обнаружили, что посуду можно помыть мокрым мхом. Посуда объявлена чистой.
Ленка все время требовала, чтоб Таня фотографировала виды, которые потом можно предъявить начальству как доказательство невозможности выбраться вовремя с Алтая. Например, такие:

Выбрались на плато, глянули на достаточно чистое небо и решили «быстренько сбегать на перевал Каратюрек», чтоб глянуть сверху на Белуху и долину Аккема. Поскольку тут уже ходят алтайцы, рюкзаки бросить не рискнули. Сбегали с рюкзаками. Поднялись на перевал, пообщались с проходящими туристами, ткнули пальцем в нависшее над перевалом облако: «полюбуйтесь прекрасной долиной Аккема!» , немного подождали, заморозили на снегу ноги в мокрой обуви и пошли вниз, утешая себя тем, что уже видели Белуху со стороны Муштю-Айры. Наше «сбегать на Каратюрек» заняло часа два. Пошли вдоль Кучерлы по плато, пытаясь убежать от дождевых туч. Два раза все-таки догнал дождь. Поняли, что идти поверху под дождем – холодно, а гарантии, что будут дрова, нет. Решили к вечеру спуститься вниз. Данила обиделся, хотя сам предложил выбор. Спустились вниз в 23.30. Последние 1.5 часа шли с горы вниз при фонариках по скользкой, грязной лошадиной тропе. Все время падали. Зато завтра успеем дойти до Тюнгюра.
Еще одна команда москвичей (из бывших новосибирцев), увидев нас, спустившихся среди ночи к реке, поставила нам чай, напилила дров, показала место для палатки. Отогрелись у их костра, поели и спать. Грязную одежду бросили у палатки.

31.07.07 С утра – СОЛНЦЕ!!! Сушимся, греемся, загораем опять до обеда. Ленка почему-то на работу не торопится.
Москвичей тут не одна команда, а две! Утром вторая команда москвичей разложила на травку сушиться свои пуховые спальники. Говорят, что идут на Белуху, но удивляются, что под вчерашним дождем вымокли спальники, удивляются, что завтра до озера не дойдут. Говорят, что раньше на Кавказе отдыхали.
Утром полоскали в ручье вчерашнюю одежду. У Севы обнаружилась огромная прожженная дыра на штанине.
-Сева, откуда такая дыра?
-Не знаю, наверное, кто-то прогрыз, - озадаченно говорит Сева.
Последний марш-бросок до Тюнгюра.
На поляну с памятником каякеру пришли слишком поздно, и наша надежда уехать на УАЗике не оправдалась. Пришлось идти ножками. Бедный Юрочка, весь поход не отстававший от папы, слишком устал, заболели ноги, выгрузили все из его рюкзака и пошли с ним медленнее. Еды у нас не осталось, как только мы начинали предлагать сварить рис с изюмом на ужин и остаться тут ночевать, Данила грозил убежать от такой диеты в Тюнгюр один. Сева второй день мечтает о жареной курочке, Юра долго думал, наконец определился – хочет воды из-под крана, охлажденной в холодильнике.
К сумеркам пришли на базу в Тюнгюр жутко голодные, уставшие, хромающие на обе ноги. С баней обломались. Баня расписана до трех часов ночи. Поели в кафе в виде аила, какая была вкусная еда! Только порции маленькие, пришлось еще раз брать. Небо ясное, холодно, одели по два свитера. Договорились в 6 утра выехать на микроавтобусе (по 800р с человека), оставили детей отдохнуть палатке и пошли пить пиво на соседнюю базу – питерский «Высотник». Там сбылись мечты тех, кто хотел пива, сыра и сала. А вот печенья, которого так хотелось детям, мы не нашли, купили шоколад. Лена позвонила с базы в Кр-ск своей маме, так как опасалась, что та завтра начнет спасов вызывать, если дочь не появится. Вернувшись, обнаружили, что детки мирно спят – умаялись.

1.08.07 Подъем в 5.15, сборы. Все хромают. К 6-ти погрузились в автобус. Тут выяснилось, что с нами еще уезжают двое очередных москвичей (почему их столько в этом году на Алтае?), которые забыли вовремя проснуться. Пока их ждали, администрация угостила нас кофе, а детей – еще и конфетами. В 7 погрузились и поехали. Водитель местный, алтайский, поэтому через замечательный тюнгюрский мост проехал, не высаживая пассажиров. Рядом с погранпостом обнаружилось вполне цивильное кафе с вкусной едой. В 11ч по Кр-ску Лена заметила, что сейчас она должна быть на работе. Водитель был очень общительный, повез дорогой через Солоновку, по дороге остановился, чтоб мы сходили в Денисову пещеру. Удивительно, но на подходе к пещере все перестали хромать, а, подойдя к машине, опять захромали!
В Бийске пересели на автовокзальные легковые такси, по 300р с человека доехали в Барнаул. По дороге водитель позвонил, чтоб нас Н-ские «Газельки» ждали, и по приезду в Барнаул сразу выехали в Н-ск (тоже 300р с человека). Часов в 12 ночи были дома. Дети устали, Севика укачало дорогой первый раз в жизни. Мальчишки брякнулись спать, не моясь и особо не раздеваясь. Три дня после похода на предложение пойти погулять отвечали, что уже нагулялись за прошлые две недели.

28.08.09,
sono io,

Обалденный рассказ! Родители и дети просто герои!
Кукундрик (25/08/2017)
Рассказ очень классный, а ребятишки вообще умнички!! "
Ldinka-75 (03/04/2017)
Спасибо за рассказ и фото) Знакомые места! Прошлым летом мы вставали большой группой возле памятника каякеру и исследовали окрестности, особо не удаляясь. Да, мы новички. И детей с нами было 9 штук. Какая там вкусная клубника! Грибов еще не было, поэтому, как только съели все припасы, вернулись на базу "Высотник", где пересеклись с частью нашей ушедшей к Аккему группой.
Очень понравилось жить в палатках, отдыхать, варить на костре, пить вкусную холодную воду, никуда не спешить ))))
angelochek2483 (17/08/2010)
супер!!!!!!! отличный поход, и не менее отличный рассказ об этом походе! и фото обалденные! большое спасибо!